Будьте с нами!


Особенная музыка в Павловском детском доме-интернате

Особенная музыка в Павловском детском доме-интернате 4 Апреля 2019

"Перспективы" с января 2019 года в Павловском доме-интернате №4 организовали музыкальные занятия с подопечными. Каждую среду после полдника бывший волонтер "Перспектив", а ныне музыкальный педагог Екатерина Жирнова, собирает ребят в стенах актового зала послушать и поиграть музыку. 

Все эти три месяца волонтеры и педагоги пробовали разный формат занятий, чтобы всем было бы комфортно. Многое зависит от настроения и физического состояния ребят, от состава участников. 

Рассказывает Екатерина Жирнова:

Первые встречи велись в малых группах (4-5 человек + сопровождение), где занятие строилось по типу “круг”. В очередной последовательности от приветствия до завершения, ребятам и сопровождению давались упражнения. Они слушали тишину, пропевали звуки и вокализировали с подражанием, последовательно изучали инструменты. За канву бралась песня, которая пропевалась поочередно под ритм либо ударных - “стучащих”, либо шейкеров - “шуршащих”, либо струнных и бубнов -“звенящих”. Удавалось выдерживать некую структуру. 

Такие группы делились на две: “слабые” и “сильные”. На самом деле это условные названия и буквально их воспринимать не стоит. Скорее я бы назвала их “Тихими” и “Громкими”. Так как у всех ребят очень разный порог восприятия шума, и чтобы не навредить - нужно быть довольно чутким и внимательным не только к тому, с кем пришел, но и ко всем участникам. Здесь большим подспорьем является сопровождение. Да и в целом, то, что ребёнок унесет с собой после занятия, то, каким он будет в этом процессе зачастую зависит тоже от него, т.е. сопровождения.  Собрания и обсуждения занятий с волонтёрами и педагогами помогли мне узнать, какие сложности возникают в процессе, что удаётся хорошо и  к чему нам стоит стремиться.

Мне кажется, что главной ценностью, и при этом сложностью, которую включает в себя наши музыкальные встречи  - является раскрепощение и отдача процессу. Кажется, звучит просто. По моему мнению, ребятам необходим процесс вольной игры, вольного звукоизвлечения.

Моя задача - это создать все необходимые условия для этого.  Я помню волонтёров на первом занятии, все стесняются, не знают, как включить тот или иной инструмент во взаимодействие с ребёнком, не понимают, как комфортнее усесться, чтобы никому не устать, и когда сменить позу. Как ещё страшно петь, как страшно подыгрывать, как страшно что-то нарушить и сделать не так. А еще, как страшно, когда твой подопечный начинает кричать, или еще того хуже - плакать! А если он кидает инструменты, отбирает у ведущего гитару, суёт что-то в рот, колотит по барабану со страшной силой…Что же делать?! Как хорошо, что я была волонтером, что все эти чувства мне знакомы. Мы все учимся, в первую очередь - друг друга слышать.

Мы собирались и разговаривали после занятий. Мне очень помогает то, что на волонтёров и педагогов можно положиться, что у них есть желание помогать и делать вместе. Я помню, что стоило мне один раз сказать: “Ребята, давайте больше не опаздывать, чтобы занятие не рассыпалось, чтобы дети осознавали начало и конец”. И все прислушались! И больше никто не опоздал, правда.  

Скорее даже не после обсуждений, а более экспериментальным и опытным путём, (а точнее -  мы просто пошли за ребятами, за их потребностями), мы пришли к формату занятий, которые формирует свобода, раскрепощение и высвобождение эмоций музыкальным путём. И да, у нас разрешены любые звуки! Конечно, а как же ещё быть ребятам, которые большую половину дня проводят в группах. А те, кто ходит в школу, должны там следовать довольно четкой структуре и распорядку. Где же быть собой?  

Со временем музыкальные занятие стали более массовыми, в качестве сопровождения ребят включились инструктор адаптивной физкультуры - Миша, координатор - Оля и директор программы - Женя, иногда навещают и учителя из школы. Мы больше не разделяем группы по какому-либо принципу. Здесь все: и ребята из активных групп, и из отделения “Милосердие”. И это нас учит быть вместе, одной музыкальной компанией, при этом с заботой друг о друге.

Наверное, то, как бы я назвала сейчас наши встречи, получившиеся в процессе 3-х месячной работы -  это некое свободное музыкальное пространство - концерт, с элементами занятия. Здесь есть место творчеству. Я удивляюсь, но это работает. 

Те принципы, на которые я опираюсь, остались прежними (о них я писала выше). Но от встречи к встрече я вижу успехи у ребят и гармонию в кругу всех участников. Мы, взрослые, больше не стесняемся друг друга, а только радуемся от того, как раскрывается каждый. 

Ребята, посещающие раз за разом, привыкают к обстановке и понимают, что происходит на занятии. 

Состав участников порой изменяется - это те, кого отпускает врач и те, у кого в этот день есть сопровождение, те, кто хорошо воспринимает социум и шум. 

Каждый ребенок очень хочет особого внимания, мы с педагогами стараемся угадать настроение и предпочтения, подобрать индивидуальную мелодию. 


Вернуться в новости